Понятие стратегической зоны хозяйствования

Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

4.1. Понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ).

4.2. Параметры СЗХ и порядок их выделения.

4.3. Жизненные циклы спроса и технологий.

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

Понятие стратегической зоны хозяйствования

Многие организации годами работали над проблемой создания соответствующих структур для стратегиче­ского планирования.

В 1968 году компания "Дженерал электрик" состояла из децентрализованных производств и обычной штаб-квартиры. Ответственность за соотношение прибылей и убытков сосредоточивалась на уровне отделений, которых насчитывалось около 170. Отделения были сведены в 50 филиалов, составлявших, в свою очередь, 10 групп в соответствии с обычной иерархической схемой.

Последующая реорганизация концентрировалась вокруг внедренного в компании стратегического планирования. Для целей оперативного управления и контроля была сохранена существовавшая структура отделений.

Для решения задач планирования будущего организации было создано 43 стратегических зоны хозяйство­вания (СЗХ). Они определялись как"... такие направления или группа смежных направлений хозяйственной деятельности с выраженной специализацией, конкурентами, рынком и так далее, что ответственность за это направление как в кратко-, так и в долгосрочном аспектах может быть реально возложена на одного управляющего. Этот управляющий отвечает за стратегию своей СЗХ, но при распределении ресурсов его план уточняется с целью балансирования интересов компании в целом".

СЗХ может представлять собой отделение, филиал или группу, то есть находиться на любом уровне иерархии.

Например, в компании "Дженерал электрик" СЗХ формируются вокруг таких продуктов, как предметы домашнего обихода: телевизоры, звуковоспроизводящая аппаратура, транспортные средства: локомотивы, транзитные вагоны, дизельные двигатели; вспомогательные транспортные средства; аэрокосмическая продукция.

Таким образом, СЗХ организуется для стратегического планирования, вследствие чего происходит наложение еще одной организационной структуры на уже существующую.

Хотя существующая иерархическая структура и сохраняется в целях управленческого контроля, создаются новые рамки для стратегических нововведений, новый организационный подход, позволяющий объединить под руководством одного линейного управляющего все факторы стратегического порядка.

Очевидный успех СЗХ в компании "Дженерал электрик" был превзойден компанией "Вестингауз электрик". На основе концепции СЗХ, разработанной в "Дженерал электрик", 110 отделений корпораций были объединены в 37 базовых СЗХ, каждую из которых возглавил генеральный управляющий. Еще 120 отделений остались на правах центров прибыли, но стратегические плановые решения, которые касаются роста рынка и капиталовложений, сосредоточились на уровне СЗХ. Группировка отделений "Вестингхауз электрик" по рыночным сферам в неявном виде существовала в течение нескольких лет. Заключительным шагом в этом направлении явилось создание СЗХ.

Проанализируйте деятельность своей организации и определите, по каким критериям одна СЗХ отличается от другой. Впишите выбранные критерии.

СЗХ компании «Бугурусланский Хлебокомбинат» можно поделить по следующим критериям:

1. по технологиям производства

2. по спросу

3. различные виды продукции

Приведите примеры действующих и предполагаемых СЗХ своей организации, соответствующих этим критериям.

СЗХ 1 производство и реализация оптом пищевых концентратов
СЗХ 2 производство и реализация оптом макаронных изделий
СЗХ 3 производство и реализация оптом хлеба
СЗХ 4 производство и реализация оптом сухарных изделий
СЗХ 5 производство и реализация оптом кремовых изделий
СЗХ 6 производство и реализация оптом булочных изделий
СЗХ 7 производство и реализация оптом кондитерских изделий

4.2. Параметры СЗХ и порядок их выделения

Анализ, выделение и сопоставление разных СЗХ ведется по параметрам перспектив роста, перспектив рентабельности и уровню ожидаемой нестабильности.

Условимся, что временной период, который мы стремимся охватить, составляет 5 лет.

Определите тенденции текущих показателей роста и рентабельности выбранных Вами СЗХ.

СЗХ
СЗХ-1 СЗХ-2 СЗХ-3 СЗХ-4 СЗХ-5 СЗХ-6 СЗХ-7
Рост (в процентах) 7.43 5.38 10,06 8,74 7.5 8.42 11.97
Рентабельность (в процентах) 5,8 5,4 7,2 4,3 9,8 7,4 9,2

Показатели объема продаж за последние 4 года

№ СЗХ
СЗХ 1
СЗХ 2
СЗХ 3
СЗХ 4
СЗХ 5
СЗХ 6
СЗХ 7

Рост = (Vпр 1-Vпр0)/Vпр0*100%

(V2010-V2009)/V2009 (V2011-V2010)/V2010 (V2012-V2011)/V2011 Средний темп роста %
СЗХ 1 10,06 2,75 9,48 7,43
СЗХ 2 5,72 6,69 3,72 5,38
СЗХ 3 13,67 7,41 9,11 10,06
СЗХ 4 6,01 5,31 6,16 5,82
СЗХ 5 6,06 6,7 9,99 7,59
СЗХ 6 9,25 9,62 6,4 8,42
СЗХ 7 6,99 16,66 12,27 11,97

Рост:

СЗХ 1 = Темп ростаСЗХ 1= (40545000-36840000)/36840000*100%=10,06% (2009-2010 г.)

Темп роста СЗХ 1= (41661000-40545000)/40545000*100%=2,75% (2010-2011 г.)

Темп роста СЗХ 1=(45612000-41661000)/41661000*100%=9,48% (2011-2012 г.)

Средний рост =10,06+2,75+9,48=7,43%

СЗХ2=

СЗХ 3 =

СЗХ 4 =

СЗХ 5 =

СЗХ 6 =

СЗХ 7 =

Рентабельность

Себест-ть (руб.) Прибыль (руб.) Рентабельность (руб.) Себест-сть (руб.) Прибыль (руб.) Рентабельность (руб.) Средняя Рентаб-ть
СЗХ 1 5,99 5,53 5,8
СЗХ 2 5,26 5,62 5,4
СЗХ 3 6,73 7,68 7,2
СЗХ 4 4,24 4,35 4,3
СЗХ 5 7,59 12,01 9,8
СЗХ 6 6.45 8,34 7,4
СЗХ 7 8,89 9,61 9,2

Рентабельность = (прибыль / себестоимость) *100%

Рентабельность:

СЗХ 1 = 2357000/39304000*100=5,99 (2012 г)

Г)

(5,99+5,53)/2=5,8 (средняя рентабельность)

СЗХ 2 = 1734500/32983000*100=5,26 (2012 г)

Г)

(5,26+5,62)/2=5,4 (средняя рентабельность)

СЗХ 3 = 3357500/49876000*100= 6,73 (2012 г)

Г)

(6,73+7,68)/2=7,2 (средняя рентабельность)

СЗХ 4 = 122350/2886500*100=4,24 (2012 г)

Г)

(4,24+4,35)/2=4,3 (средняя рентабельность)

СЗХ 5 = 2778500/36568000*100=7,59 (2012 г)

Г)

(7,59+12,01)/2=9,8 (средняя рентабельность)

СЗХ 6 = 1965000/30438000*100=6,45 (2012 г)

Г)

(6,45+8,34)/2=7,4 (средняя рентабельность)

СЗХ 7 = 2841500/31974600*100=8,89 (2012 г)

Г)

(8,89+9,61)/2=9,2 (средняя рентабельность)

По каждой СЗХ и каждому параметру определите факторы успеха (принимая во внимание результаты анализа и оценки внешней и внутренней среды, полученные Вами ранее). Результаты впишите в таблицу.

Таблица 4.2.1

СЗХ Параметр Факторы успеха
СЗХ-1 Рост Повышение спроса на муку
Рентабельность Низкая себестоимость за счет технологичного производства
СЗХ-2 Рост Рост потребления макаронных изделий
Рентабельность Низкие затраты по доведению продукции до потребления
СЗХ-3 Рост Широкий ассортимент
Рентабельность Высокое качество продукций, низкая себестоимость
СЗХ-4 Рост Широкий ассортимент
Рентабельность Низкая себестоимость
СЗХ-5 Рост Стабильно высокий спрос
Рентабельность Высокое качество и широкий ассортимент продукции
СЗХ- 6 Рост Стабильно высокий спрос на продукцию
Рентабельность Низкая себестоимость
СЗХ 7 Рост Увеличение потребления населением кондитерских изделий
рентабельность Высокое качество продукции

Используя результаты проведенного ранее анализа внешней среды, оцените будущую нестабильность по каждой СЗХ. Рассчитайте уровень нестабильности, проявляющийся через благоприятные тенденции и через неблагоприятные тенденции в условиях деятельности организации.

Усиление нестабильности среды фирмы
Стадии/ Характеристики 1900 Стабильность 1930 Реакция на проблемы 1950 Предвидение 1970 Исследование 1990 Творчество
Привычность событий Привычные В пределах экстраполяции опыта Неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом Неожиданные и совершенно новые
Темп изменений Медленнее, чем реакция фирмы Сравнимый с реакцией фирмы Быстрее, чем реакция фирмы
Предсказуемость будущего По аналогии с прошлым Путем экстраполяции Предсказуемы серьезные проблемы и новые возможности Частичная предсказуемость по слабым сигналам Непредсказуемые изменения
Шкала нестабильности

Рис. 3.2. Шкала оценки нестабильности среды

организации по И. Ансоффу [4, с. 46]

Таблица 4.2.2

Условия деятельности фирмы Характеристики Отсутствие барьеров для расширения доли рынка Возможность реализации крупных инвестиционных и инновационных проектов Стабильное развитие экономики
СЗХ СЗХ СЗХ
Привычность событий
Темп изменения
Предсказуемость
Общий балл
Средний балл 2,55 2,67 2,44 2,22 2,89 2,55 2,67

Благоприятные тенденции

1) (3+3+3+2+3+2+3+2+2)/9=2,55

2) (2+3+2+4+3+3+4+1+2)/9=2,67

3) (3+2+2+3+2+2+3+2+3)/9=2,44

4) (1+3+1+2+3+3+3+2+2)/9=2,22

5) (3+2+4+2+2+3+4+3+3)/9=2,89

6) (3+3+4+1+2+2+4+1+3)/9=2,55

7) (2+3+4+2+3+2+3+2+3)/9=2,67

Таблица 4.2.3

Неблагоприятные тенденции

Условия деятельности фирмы Характеристики Рост цен на сырье Перераспределение рыночных долей в пользу конкурентов Появление нового более сильного конкурента
СЗХ СЗХ СЗХ
Привычность событий
Темп изменения
Предсказуемость
Общий балл
Средний балл 2,33 2,78 2,44 2,33 2,55 2,78 2,33

1) (3+3+3+2+3+1+2+3+1)/9=2,33

2) (3+2+3+4+2+2+4+3+2)/9=2,78

3) (4+3+3+2+2+2+3+2+1)/9=2,44

4) (2+2+2+4+3+1+4+2+1)/9=2,33

5) (3+3+4+3+3+1+2+3+1)/9=2,55

6) (4+3+4+3+3+2+2+3+1)/9=2,78

7) (2+2+3+3+3+1+2+3+1)/9=2,33

Результаты расчетов объедините в таблице.

Таблица 4.2.4


6100214019954705.html
6100255872465487.html
    PR.RU™